Огромная потеря… Ушёл из жизни Том Верлен… 73 года… Эх, Том, Том, ну рано… Один из моих самых любимых музыкантов покинул мир. «Marquee Moon» просто фантастична – могу слушать её бесконечно. Не уверен, что все знают этого Великого Музыканта, поэтому ниже оставлю свой рассказ о нём. Сейчас слов нет у меня, ребятки. Ушёл грустить под песни Тома. Память… 13 декабря 1949 года родился Том Верлен (Tom Verlaine) - американский певец, автор песен и гитарист, лидер легендарной группы Television. Верлена считают одним из самых талантливых и важных исполнителей эпохи раннего пост-панка. Его лирика в сочетании с его совершенной и оригинальной игрой на гитаре, служит образцом для нескольких поколений гитаристов. Патти Смит классно описала звук гитары Тома как «тысячи кричащих синих птиц». Том Верлен из тех, кого называют «гитарист для гитаристов». Он впитал аромат любимых записей Джона Колтрейна, Rolling Stones и Grateful Dead, после синтезировав их во что-то совершенно новое в дебютном альбоме группы Marquee Moon в 1977 году, играя бесконечные искусно переплетающиеся соло в паре с коллегой-гитаристом Ричардом Ллойдом. С тех пор они известны, как один из самых изобретательных гитарных дуэтов рока. В самой известной композиции коллектива, одноимённой с альбомом песне «Marquee Moon», Ллойд играет короткое соло после второго припева, а после третьего припева вовсю отрывается Верлен. Его соляк длится добрую половину песни. Это просто шик! Немудрено, что это соло занимает высокие места во многих рейтингах. Так, например, журнал Q поставил его на 11-ое место в списке «лучших гитарных соло за всю историю рока». Резкий гитарный звук, едкие, но очень поэтичные тексты, бунтарский дух и пессимистические интонации. Таков Верлен во всей красе. Его влияние на гитаристов последующих поколений по обе стороны Атлантики трудно переоценить. Послушайте любой его альбом и наверняка, услышите знакомые приёмы и саунд, которые, в большей или меньшей степени, взяли на вооружение все ведущие гитаристы этого направления — от Эджа до Эдриана Белью и от Джонни Марра до Бернарда Самнера. Между прочим, песню «Kingdom Come» с первого сольного альбома Тома 1979 года на следующий год записал сам Дэвид Боуи для альбома Scary Monsters, а уж этот-то парень всегда имел чутьё на актуальные фишки и хорошие песни. Одной из гитар, плотно ассоциирующихся с Томом Верленом, стала Fender Jazzmaster. Любопытно, что название гитары сильно расходится с ее судьбой. Немногие джазовые гитаристы обратили на цельнокорпусной инструмент асимметричной формы свое внимание, предпочитая традиционные полуакустические гитары вроде Gibson ES. Но Jazzmaster снискал популярность среди сёрф-гитаристов, желавших получить более яркое звучание и активно использовавших механизм вибрато. Будучи известным своей нелюбовью к джазовой гитаре, Том Верлен стал одним из первых гитаристов, проложивших для Fender Jazzmaster путь к таким жанрам, как панк, новая волна, инди и т.д. ********************************* Томас Миллер родился в Уилмингтоне (штат Делавэр, США). В детстве Том начал осваивать игру на фортепиано, а в школе, под впечатлением от записей американского джазового музыканта Стэна Гетца, переключился на саксофон. Том поначалу не видел ничего привлекательного в использовании гитары в рок-музыке и джазе, но однажды, услышав песню «19th Nervous Breakdown» группы «Rolling Stones, он кардинально изменил своё мнение на этот счёт. Помимо музыки Том сильно интересовался поэзией, и на почве общих культурных предпочтений сблизился с Ричардом Майерсом (в будущем известным как Ричард Хэлл), вместе с которым учился в школе-интернате. Друзьям со второй попытки удалось сбежать из интерната и оказаться в Нью-Йорке. Музыканту в этот момент нужно было, по примеру авторитетного рок-гуру Боба Дилана, стать новой личностью с новым именем – так не стало Тома Миллера, но появился Том Верлен (имя было выбрано в честь французского поэта-символиста Поля Верлена). В 1972 году Том Верлен, Ричард Хэлл и барабанщик Билли Фикка основали трио The Neon Boys. Не найдя второго гитариста (хотя в кастинге участвовали такие именитые персоны, как Ди Ди Рамон и Крис Стейн), группа распалась и вскоре дала начало новому коллективу под названием Television. В 1975 году из группы был уволен Ричард Хэлл, и первый сингл был записан с новым участником по имени Фред Смит. Television стали набирать популярность, выступая в клубах Max’s Cansas City и CBGB. В тех же клубах выступала и Патти Смит. Но ее связь с группой начинается раньше — именно Патти написала одну из первых газетных статей о выступлении «телевизионщиков» еще в 1974 году. Кроме того, в 70-х Верлена и Смит связывали романтические отношения, которые, впрочем, продолжительностью не отличились. Группа поочерёдно выпустила два альбома, «Marquee Moon» (1977) и «Adventure» (1978), которые получили шумное одобрение критиков и коллег-музыкантов и, несмотря на весьма скромные продажи, стали культовыми записями, повлиявшими на большое число исполнителей. Однозначно охарактеризовать музыку Television сложно. Пожалуй, термин «арт-панк» представляется наиболее емким: с одной стороны, он ни к чему не обязывает, с другой же — подчеркивает промежуточную позицию, которую Том Верлен и его группа занимали аккурат между панк-роком и постпанком/новой волной. В 1978 году группа распалась. В 1979 году Том Верлен выпустил дебютный сольный альбом (на нынешний момент в его сольной дискографии уже десяток отличных сольных альбомов, последний из которых вышел в 2006 году) и переехал в Англию, а в 1992 году группа Television была реформирована и выпустила свой третий альбом – «Television». С 2001 года коллектив периодически даёт о себе знать концертными выступлениями, есть даже намёки о фактически завершённом новом альбоме. Инструментальное и поэтическое мастерство Тома Верлена, его новаторские идеи и уровень их реализации сделали этого музыканта первопроходцем своего жанра, оказав значительное влияние на развитие панк-рока, пост-панка, новой волны, инди-рока и других жанров. ***************************************** Том Верлен: • Упражняюсь ли я на гитаре? Нет, я просто пишу песни и играю соло. • Есть одна фраза, которая очень точно характеризует стиль Television: «В безумии есть свой порядок». • Мне нравится чувствовать себя незаметным. Это вообще очень удобно для жизни. Беда в том, что в шоу-бизнесе все с точностью до наоборот. И если ты не создаешь себе имидж, его создадут за тебя. • Не люблю, когда люди ко мне подходят и начинают что-то говорить. Я автоматически перестаю быть искренним. В таких ситуациях быть искренним вообще невозможно. • Я построил не-карьеру. Устроил карьере подмену. Честно, даже само слово «карьера» мне до лампочки. Когда, глядя на меня, кто-нибудь из моих менеджеров произносит его вслух, у них тут же закатываются глаза. • Наша группа мало котируется в СМИ. У нас нет фирменного сценического образа, как у Kiss. У нас с ними вообще ничего общего. • Я всегда ненавидел джаз-гитару. Я обожал джазовый саксофон, но джазовую гитару просто ненавидел. Если я собирался купить запись какого-нибудь органного трио, я проверял, не участвовал ли в записи гитарист. Этот звук ужасен! • Не стану говорить за других, но лично я никогда не ощущал негатива от кого-либо, с кем играл на сцене в Television. Когда Ричард Ллойд солировал, а я держал ритм, мной двигало одно желание — подтолкнуть его к тому, чтобы он превзошел себя и выдал что-то по-настоящему интересное. Мы делали и наоборот. И это желание — для меня именно оно было главным. • Почти каждая женщина-артист, которую я встречал, стремилась к идеалу совместной работы и отношений. По-моему, мужчины такой идеал не разделяют. А женщинам хочется, чтобы мы всегда были вместе и всегда вместе работали. • Не помню, чтобы мне было по-настоящему скучно. Жизнь — крайне интересная штука. Множество музыкантов непрерывно ищут источник вдохновения, который принес бы им больше новых идей. Я же отсеиваю 90% своих идей, потому что они не отвечают моим собственным стандартам. Наверное, поэтому я не выпускаю по альбому в год. Я отказываюсь от кучи задумок, а еще люблю, когда мне есть что сказать. • Знаете, я не думаю, что Marquee Moon был таким уж хорошим альбомом. Просто очередная пластинка. Но многим нравятся именно первые альбомы. • Недавно я осознал, что Television повлияли на кучу английских групп. U2, Echo and the Bunnymen, Teardrop Explodes — я знаю, что они слушали и к чему стремились. Когда мне было шестнадцать, я слушал записи Yardbirds и думал: «Боже, это так круто». Мне приятно думать, что кто-то ощущал то же самое, слушая Television. • Я пишу гораздо больше инструментальной музыки, нежели «вокальной». Дело в том, что я учился игре на фортепиано и саксофоне в течение нескольких лет. В мир рока я вошел через черный ход. Множество музыкантов с головой уходят в рок, устают от него и начинают искать для себя что-то новое. У меня все сложилось иначе, я всегда был окружен музыкальным разнообразием. • Люди часто спрашивают меня, о чем мои песни… Я считаю, что разбор песен может привести к интересным результатам, даже если не раскроет их первоначального замысла. Просто это такое занятие. Мне же нравится доносить смысл через образы. Если мне в голову придет абстрактная идея, которая не несет в себе ничего конкретного, я попытаюсь ее обрисовать, создать некую сцену, своего рода изображение. • Мне всегда нравились автомобильные свалки. Все эти груды железа — они преисполнены пафоса. На свалках пафоса гораздо больше, чем в музыке. Смотришь — и ощущаешь нечто большее, чем современная музыка тебе может дать. В самом деле, свалка — это одно, а послушать, скажем, Styx — совершенно другое. • Я видел немало музыкантов, которые взяли в руки Jazzmaster, глядя на меня. Но они не понимают его сути. Если вам нужен бесконечный сустейн — работайте руками (смеется). Саксофонист тянет долгие ноты исключительно своим дыханием. То же и с гитарой — нужно работать, нужно извлекать этот звук, иначе зачем вообще играть? Получается просто шум и упражнения на гаммы.

Теги других блогов: музыкант гитарист Том Верлен